Проблема происхождения и эволюции человека icon

Проблема происхождения и эволюции человека

Реклама:



Скачать 306.63 Kb.
НазваниеПроблема происхождения и эволюции человека
Т. Л.БАРНАУЛ
Дата конвертации03.12.2013
Размер306.63 Kb.
ТипРеферат





Проблема происхождения и эволюции человека


АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ им. И.И. ПОЛЗУНОВА Выполнил – Котляр С. А., студент группы УП-21 Проверил – преподаватель философииБабаскина Т. Л.БАРНАУЛ - 2002 СодержаниеВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3 1. Гипотезы возникновения жизни………………………………………………....4 2. Проблема появления человека на Земле…………………………………….….8 3. Доказательство родства человека и животных…………………………….….10 4. Эволюция человека………………………………………………………….…..16 предпосылки антропогенеза………………………………………………….…17 предшественники человека……………………………………………………..18 этапы становления человека……………………………………………………20 движущие силы антропогенеза…………………………………………………24 5. Время возникновения человека………………………………………………...25ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..27СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…….29 Введение Проблема происхождения и эволюции человека занимает умы людей напротяжении многих веков. Существует множество теорий появления человека наЗемле. В настоящее время большинство ученых склоняется к происхождениючеловека в результате эволюции и естественного отбора от высокоразвитыхпредков современных обезьян. Так как человек является частью живого мира, то логично начинатьизучение проблемы происхождения человека с ознакомления с различнымитеориями происхождения жизни на Земле, а только затем переходитьнепосредственно к рассмотрению теорий происхождения и эволюции человека. 1. Гипотезы возникновения жизни Вопросы о происхождении природы и сущности жизни издавна сталипредметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире,понять самого себя и определить свое место в природе. В этом вопросе с древности существуют две противоположные точкизрения, одна из которых утверждает возможность происхождения живого изнеживого — теория абиогенеза; другая — теория биогенеза — отрицаетсамопроизвольное зарождение жизни. Последнее воззрение при дальнейшемразвитии приводит к выводу, что жизнь столь же стара, как и неживаяматерия. Вокруг этих двух направлений и происходила борьба в вопросе овозникновении жизни на всем протяжении истории науки. Многовековые исследования и попытки решения этих вопросов породилиразные концепции возникновения жизни: креационизм – божественное сотворениеживого; концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни изнеживого вещества (ее придерживался еще Аристотель, который считал, чтоживое может возникать и в результате разложения почвы); концепциястационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовалавсегда; концепция панспермии – внеземного происхождения жизни; концепцияпроисхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов,подчиняющихся физическим и химическим законам. Согласно креационизму, возникновение жизни относится к определенномусобытию в прошлом, которое можно вычислить. В 1650 г. архиепископ Ашер изИрландии вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастови родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц. Однако к тому временина ближнем Востоке уже была развитая цивилизация, что доказаноархеологическими изысканиями. Впрочем, вопрос сотворения мира и человека незакрыт, поскольку толковать тексты Библии можно по-разному. Теория спонтанного зарождения жизни существовала в Вавилоне, Египте иКитае как альтернатива креационизму. Она восходит к Эмпедоклу и Аристотелю:определенные «частицы» вещества содержат некое «альтернативное начало»,которое при определенных условиях может создать живой организм. Аристотельсчитал, что активное начало есть в оплодотворенном яйце, солнечном свете,гниющем мясе. У Демокрита начало жизни было в иле, у Фалеса – в воде, уАнаксагора – в воздухе. Аристотель на основе сведений о животных, которые поступали от воиновАлександра Македонского и купцов-путешественников, сформировал идеюпостепенного и непрерывного развития живого из неживого и создалпредставление о «лестнице природы» применительно к животному миру. Он несомневался в самозарождении лягушек, мышей и других мелких животных. Платонговорил о самозарождении живых существ из земли в процессе гниения. С распространением христианства идеи самозарождения были объявленыеретическими, и долгое время о них не вспоминали. Гельмонт придумал рецептполучения мышей из пшеницы и грязного белья. Бэкон тоже считал, что гниение– зачаток нового рождения. Идеи самозарождения жизни поддерживали Галилей,Декарт, Гарвей, Гегель, Ламарк. В 1688 г. итальянский биолог Франческо Реди серией опытов с открытымии закрытыми сосудами доказал, что появляющиеся в гниющем мясе белыемаленькие черви – это личинки мух, и сформулировал свой принцип: все живое– из живого. В 1860 г. Пастер показал, что бактерии могут быть везде изаражать неживые вещества, для избавления от них необходима стерилизация,получившая название пастеризации. Сторонники теории вечного существования жизни считают, что на вечносуществующей Земле некоторые виды вынуждены были вымереть или резкоизменить численность в тех или иных местах планеты из-за изменения внешнихусловий. Четкой концепции на этом пути не выработано, поскольку впалеонтологической летописи Земли есть некоторые разрывы и неясности. Сидеей вечного существования жизни во Вселенной связана и следующая группагипотез. Теория панспермии (гипотеза о возможности переноса Жизни во Вселеннойс одного космического тела на другие) не предлагает никакого механизма дляобъяснения первичного возникновения жизни и переносит проблему в другоеместо Вселенной. Либих считал, что «атмосферы небесных тел, а такжевращающихся космических туманностей можно считать как вековечные хранилищаоживленной формы, как вечные плантации органических зародышей», откудажизнь рассеивается в виде этих зародышей во Вселенной. Подобным образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и др. в начале нашеговека с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как снаселенных другими существами планет уходят в мировое пространство частичкивещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют своюжизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счет световогодавления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, ониначинают новую жизнь на этой планете. Для обоснования панспермии обычно используют наскальные рисунки сизображением предметов, похожих на ракеты или космонавтов, или появленияНЛО. Полеты космических аппаратов разрушили веру в существование разумнойжизни на планетах солнечной системы, которая появилась после открытияСкиапарелли каналов на Марсе. В представлениях о зарождении жизни в результате физико-химическихпроцессов важную роль играет эволюция самой планеты. По мнению многихбиологов, геологов и физиков, состояние Земли за время ее существования всевремя изменялось. В очень давние времена Земля была горячей планетой, еетемпература достигала 5-8 тысяч градусов. По мере остывания планетытугоплавкие металлы и углерод конденсировались и образовывали земную кору,которая не была ровной из-за активной вулканической деятельности ивсевозможных подвижек формирующего грунта. 20 век привел к созданию первых научных моделей происхождения жизни. В1924 году в книге Александра Ивановича Опарина «Происхождение жизни» былавпервые сформулирована естественнонаучная концепция, согласно которойвозникновение жизни – результат длительной эволюции на Земле – сначалахимической, затем биохимической. Эта концепция получила наибольшеепризнание в научной среде. Согласно теории Опарина, атмосфера первичной Земли сильно отличаласьот современной. Легкие газы – водород, гелий, азот, кислород, аргон идругие – не удерживались пока недостаточно плотной планетой, тогда как ихболее тяжелые соединения оставались (вода, аммиак, двуокись углерода,метан). Вода оставалась в газообразном состоянии, пока температура не упаланиже 100С . Можно выделить следующие этапы живых систем, начиная с самыхпростейших и затем следуя по пути постепенного усложнения. В вещественномплане для становления жизни нужен прежде всего углерод. Жизнь на Землеоснована на этом элементе, хотя в принципе можно предположить существованиежизни и на кремниевой основе. Возможно, где-то во Вселенной существует и«кремниевая цивилизация», но на Земле основой жизни является углерод. Чем это обусловлено? Атомы углерода вырабатываются в недрах большихзвезд в необходимом для образования жизни количестве. Углерод способенсоздавать разнообразные, подвижные, низко электропроводные, студенистые,насыщенные водой. Соединения углерода с водородом, кислородом и другимиэлементами обладают замечательными каталитическими, строительными,информационными и иными свойствами. Жизнь возможна только при определенных физических и химическихусловиях (температура, присутствие воды, солей и т.д.). Прекращениежизненных процессов, например, при высушивании семян или глубокомзамораживании мелких организмов, не ведет к потере жизнеспособности. Еслиструктура сохраняется неповрежденной, она при возвращении к нормальнымусловиям обеспечивает восстановление жизненных процессов. Также и для возникновения жизни нужны определенные диапазонытемпературы, влажности, давления, уровня радиации, определеннаянаправленность развития Вселенной и время. Взаимное удаление галактикприводит к тому, что их электромагнитное излучение приходит к нам сильноослабленным. Если бы галактики сближались, то плотность радиации воВселенной была бы столь велика, что жизнь не смогла бы существовать.Углерод синтезирован в звездах-гигантах несколько миллиардов лет назад.Если бы возраст Вселенной был меньше, то жизнь также не могла бывозникнуть. планеты должны иметь определенную массу для того, чтобыудержать атмосферу. Научная постановка проблемы возникновения жизни принадлежит Энгельсу,считавшему, что жизнь возникла не внезапно, а сформировалась в ходеэволюции материи. В этом же ключе высказался и Тимирязев: «Мы вынужденыдопустить, что живая материя осуществлялась так же, как и все остальныепроцессы, путем эволюции… Процесс этот, вероятно, имел место и при переходеиз неорганического мира в органический». 2. Проблема появления человека на Земле Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существуетпредставление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворимчеловека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мирпроисходит из первого прачеловека – Пуруши. Во многих первобытных племенах были распространеныпредставления о том, что их предки произошли от животных и даже растений(на этом основано представление о тотемах), а такие верования встречаем утак называемых отсталых народов до сих пор. В античности высказывалисьмысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда жезаговорили о сходстве человека и обезьяны ( Ганнон из Карфагена). Гипотезу африканской прародины современного человека в своем вариантеподдержали генетики. Американский исследователь А. Уилсон, совместно сколлегами из Калифорнийского университета, предложил гипотезу такназываемой «Африканской Евы»: все современное человечество, по мнению этогоавтора, произошло от одной женщины, жившей в Африке, южнее Сахары, примерно100-200 тыс. лет назад. Вывод базируется на анализе мирового распределениятипов митохондриальной ДНК. Предполагается, что Homo sapiens изафриканского центра расселился по всей ойкумене, вытесняя все другие группыгоминид (без метисации). Гипотеза основана на серьезных статистическихрасчетах и, хотя в настоящее время достаточно резко критикуется, являетсянесомненным вкладом в обоснование моноцентристской теории генезисасовременных рас. Ее слабое место, однако, – постулируемое А. Уилсоном «вытеснение безметисации». Вряд ли можно представить себе существование каких-тонепроницаемых внешних барьеров, которые могли бы предотвратить смешение приконтактах в периоды активных миграций. Кроме того, как отмечалось выше,палеоантропологические материалы свидетельствуют скорее в пользу метисациина самых различных уровнях эволюции гоминид. Вариабельность признаков двух эволюционных стадий (Homo erectus и Homosapiens) наводит на мысль об отсутствии таксономической, а следовательно,биологической обособленности разных групп гоминид. Так что идея объединениявсех представителей рода Homo в один вид представляется вполне разумной.Таким образом, судя по всему, имела место «сетевидная эволюция» как нечтоприсущее роду Homo, как следствие особенностей его бытия и развития.Поэтому гипотеза «Африканской Евы» представляется слишком односторонней:она не учитывает связей и взаимоотношений внутри многообразного, быстроразвивающегося конгломерата групп, каким во все времена было человечество. В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии опроисхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже отскрещивания космических пришельцев с обезьянами. Но господствует в науке с 19 века вытекающая из теории эволюцииДарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предковсовременных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение,поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человекуоказались шимпанзе. Дарвин утверждал, что движущая сила биологическойэволюции – борьба за существование и естественный отбор в ней наиболееприспособленных и сильнейших. В основе его предположения лежит идея, чтокажущаяся целесообразность, гармоничность, даже красота живой природыпорождены игрою случая, а правила этой игры ограничены лишь безличными ислепыми Законами Природы. Поскольку человек, очевидно, имеет много общего сдругими живыми существами, то вполне логичным было и следующее соображениеДарвина: причина появления «венца творения» – человека – тоже лишьсовпадение ряда случайностей. Эти идеи господствуют в биологии иантропологии и по сей день. 3. Доказательство родства человека и животных Собственная родословная всегда интересовала людей больше, чемпроисхождение растений и животных. Попытки понять и объяснить, как возникчеловек, отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных племен инародов. В решении этой проблемы особенно обостренно проявляется борьбаматериалистических и идеалистических взглядов. Долгое время научные знаниябыли слишком отрывистыми и неполными, чтобы решить проблему происхождениячеловека. В 1859г. в Лондоне вышла книга английского естествоиспытателя Ч.Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора». Книга сразу сталаобъектом всеобщего внимания. Её злобно бранили, предавали анафеме сцерковных кафедр, ехидно и едко высмеивали в светских салонах и бульварнойпрессе, а сам Дарвин на несколько лет стал излюбленной мишенью юмористов икарикатуристов. И ею же восхищались передовые умы того времени. Редкосугубо специальные исследования вызывали столь мощный и длительныйобщественный резонанс. Чем же нарушили покой верующего обывателя, священнослужителей и учёных-эволюционистов опубликованные Ч. Дарвином труды? Прежде всего тем, что вних впервые было строго научно доказано естественное природное (а небожественное) происхождение человека, а также выявлена и аргументированазакономерная генетическая связь его как биологического вида с высшимимлекопитающими. Открытие Ч. Дарвином животного происхождения человекапроизвело настоящий переворот в мировоззрениях, научных, житейскихпредставлениях современников. Как никогда остро, встал вопрос о рубежеживотного и социального миров, характере их связи и мысленной реконструкциипереходных форм. Однако господство теолого-идеалистических и метафизических взглядов насущность жизни лишало науку того времени надёжной методологической основы,необходимой для объективного анализа столь сложных и во многом неожиданныхпроблем. Даже передовые учёные, стремившиеся к познанию закономерностейприроды, не избежали принципиальных ошибок. Одни из них абсолютизировалипрямое воздействие внешней среды на организм, рассматривая развитиеживотного мира как жёстко детерменированное изменением окружающих условий.Другие, наоборот, неправомерно увеличивали роль инстинктивно-рефлекторных«поведенческих программ» высших животных и их автономность по отношению ксреде обитания. Но так или иначе обе крайности сходились посколькудопускали существование некоей нематериальной, внеприродной силы –источника «высшей целесообразности». Телеология смыкалась с телеологией.Метафизическое мышление естествоиспытателей металось между тезисами о«животной сущности» человека и о «социальности» животного мира, междуконцепциями катастрофизма (Ж. Кювье) и плоского эволюционизма (Ж. Сент-Илер). Правда, идея природного происхождения человека в известном смысленосилась в воздухе. Создатель первого учения об эволюции органическогомира, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, в полемики скоторым родился, можно сказать, дарвинизм, за полвека до появлениядарвиновского «Происхождения видов» в книги «Философия зоологии», высказалмысль о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян,вроде шимпанзе, в процессе её приспособления к изменениям окружающей среды.Однако, исходя из опровергнутой впоследствии генетикой концепции, согласнокоторой наследственность целиком определяется взаимодействием организма сосредой, ибо упражняемые органы усиливаются и развиваются, а неупражняемыеослабевают и атрофируются, он не смог пойти дальше констатации того, чтомежду обезьяной и человеком образовалось «как бы незаполненное место». Путипреодоления интуитивно нащупанной им «эволюционной пропасти» между высшимичеловокоподобными приматами и людьми Ламарк не увидел и не мог увидеть;сколько бы не упражняли свои органы шимпанзе в течение миллионов лет,дорога «в люди» для них заведомо закрыта. Никакое наследованиеблагоприобретённых (т. е. сближивающих с человеком) биологических признаковне могло и никогда не сможет вывести их за пределы животного мира, азаглянуть в эволюционное «позавчера» – в сторону общего ископаемого предкашимпанзе и человека – с целью выявления движущих сил развития органическогомира в факторах, лимитирующих и «направляющих» наследственные изменения вопределённое русло, автор ламаркизма в силу метафизической ограниченностисвоего учения не смог. Поэтому загадка происхождения человека из недрорганического мира оказалась для него неразрешимой, а высказанная на этотсчёт догадка ничем в его многолетних научных исследованиях подкреплена небыла и сам Ламарк от неё отошёл. Дарвин, преодолев однолинейный детерминизм Ламарка, блестяще разрешилбиологический аспект этой проблемы. Он доказал, что в качестве движущейсилы прогрессивной эволюции животного мира выступают изменчивость,наследственность и естественный отбор. Последний играет роль своеобразногофильтра случайностей органического развития, влияющих на отклонение вэволюции живых существ, благодаря чему преимущественно выживают и оставляютпотомство не только самые сильные, наиболее приспособленные к тем или инымприродным условиям, но и самые пластичные в эволюционном смысле виды,популяции, особи. Естественный отбор в дарвинистской концепции по сути делаоказывался активным посредником, как бы связующим звеном между организмом исредой, морфологией и функционированием, изменением среды и адаптации поотношению к ней. Дарвин благодаря стихийно-диалектической методологии,использованной им при разработке триады «изменчивость > наследственность >естественный отбор», сумел во многом преодолеть ограниченностьпредставлений своего времени и аргументировано доказать, что нет ничегосверхъестественного, никакой богом заданной целесообразности в развитииживотного мира. Поскольку ещё не были открыты гены, Дарвиновское понятие«неопределённая изменчивость» оставалось либо абстракно-теоретическим, либоузконаправленным, не «работавшим» на широком биологическом материале. Всилу этого понимание изменчивости строилось на близком ламаркизму признаниииндивидуальных прижизненных признаков, варьировавших под влияниемнепосредственных условий существования. С помощью механизманаследственности закреплялись происходящие в организме изменения, а врезультате естественного отбора сохранялись наиболее перспективные звеньямеханизма биологического приспособления, которые воспроизводились путёмселекции оказавшихся жизнеспособными особей за счёт оставления имимногочисленного потомства с новыми признаками. Роль социальных факторов, на которую также указывал Ч. Дарвин, былараскрыта Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяныв человека» (1896). К 80-м годам нашего столетия многочисленные ископаемыенаходки и использование самых разнообразных методов исследования позволилизначительно прояснить вопросы эволюции человекообразных, хотя и сейчасневозможно с полной уверенностью сказать, от каких именно обезьяноподобныхпредков произошел человек. Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностьюплана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения,дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животныхобнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его раннихэтапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночныхживотных. В возрасте 1,5 – 3 месяцев у него имеются жаберные щели, апозвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходствозародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческиеособенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития. Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека сживотными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остатокредуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательнойперепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки –аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являютсянаследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитымрудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаютсялюди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильноразвитые клыки и др. Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты,атавизмы – бесспорные доказательства животного происхождения человека исвидетельство того, что человек, как и животные, - результат длительногоисторического развития органического мира. По строению и физиологическим особенностям наиболее близкиеродственники человека – человекообразные обезьяны, или антропоиды (от греч.антропос – человек). К ним относятся шимпанзе, горилла, орангутанг. Облизком родстве между человеком и антропоидами свидетельствуют сходныедетали строения: общий характер телосложения, редукция хвоста, хватательнаякисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем, форма глази ушей, одинаковое число резцов, клыков и коренных зубов; полная сменамолочных зубов и многое другое. Очень важны черты физиологическогосходства: общие группы крови, болезни (туберкулез, грипп, оспа, холера,СПИД, воспаление легких) и паразиты (например, головная вошь); обнаруженапоразительная близость хромосомного аппарата. Диплоидное число хромосом(2n) у всех человекообразных обезьян – 48, у человека – 46. Различие вхромосомных числах обусловлено тем, что хромосома человека образованаслиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сравнение белковчеловека и шимпанзе показало, что в 44 белках последовательностиаминокислот отличаются у них лишь на 1%. Многие белки человека и шимпанзе,например гормон роста, взаимозаменимы. Тщательное изучение высшей нервной деятельности человекообразныхобезьян выявило близость этих животных к человеку и по ряду ихповеденческих реакций. В этом отношении особенно показательна ихспособность использовать различные предметы в качестве простейших орудий.Наиболее близок человек к африканским человекообразным обезьянам – кгорилле и особенно к шимпанзе. В ДНК человека и шимпанзе не менее 90%сходных генов. Изучение всех особенностей строения и развития показывает,что человек принадлежит к семейству Гоминиды отряда Приматы классаМлекопитающие. Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть икоренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение исвязанные с этим особенности строения S-образного позвоночника сотчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом,уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциямиконечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой смассивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры ирасположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самыеразнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий иокругленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа вбольшей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, смаленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человекапримерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4раза – по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, вкоторых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человекобладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитиелобной, теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускулав гортани и других анатомических особенностей. 4. Эволюция человека Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человекаговорил, что глубокие, качественные различия между человеком ичеловекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной)деятельностью людей. Отличительная черта человека – создание и применениеорудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производитнеобходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудийтруда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действиеестественного отбора. В процессе труда (совместная охота, изготовлениеорудий) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело квозникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи«мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всемсходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству».Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывалообратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новыетолчки к дальнейшему развитию» (Ф. Энгельс, К. Маркс Соч. 2-е изд. Т.20.,С. 490). Энгельс впервые указал на роль труда как решающего фактора встановлении человека. Труд, по его словам, - «… первое основное условиевсей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известномсмысле должны сказать: труд создал самого человека» (Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. Т. 20 С.486). Данные современной антропологии подтвердилитеорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. На протяжениимногих миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной деятельности,более смекалистых, с более ловкими руками. На всем пути палеонтологическойлетописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки орудийтруда той или иной степени сложности. Все условия материальной и духовной жизни современного человека естьпродукт труда многих поколений людей.Предпосылки антропогенеза Предполагается, что общие предки человекообразных обезьян и человека –стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переходих к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснениемлесов степями, привел к прямо хождению. Выпрямленное положение тела иперенос центра тяжести вызвали перестройку дугообразного позвоночногостолба, свойственного всем четвероногим животным, на S-образный, чтопридало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширилсятаз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное– передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, ихдвижения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда –рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественногоотбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом, рука нетолько орган труда, но и его продукт. Первыми орудиями труда были орудияохоты и рыболовства. Наряду с растительной стала шире использоваться болеекалорийная мясная пища. Приготовленная на огне пища уменьшила нагрузку нажевательный и пищеварительный аппараты, в связи с чем потерял своезначение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень, к которомуу обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче кишечник. Наряду спрямо хождением важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образжизни, который по мере развития трудовой деятельности и необходимостиобмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Медленныйотбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьян ворганы речи человека. Первопричиной возникновения языка послужилобщественно-трудовой процесс. Труд, а затем и членораздельная речь – тефакторы, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга иорганов чувств человека. А это, в свою очередь, привело к усложнениютрудовой деятельности. Конкретные представления об окружающих предметах иявлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные иречевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, иразвивалась членораздельная речь. Переход к прямо хождению, стадный образжизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование предметов вкачестве орудий для охоты и защиты – те предпосылки очеловечивания, наоснове которых развивались и совершенствовались трудовая деятельность, речьи мышление.Предшественники человека В начале кайнозоя, более 40 млн. лет назад, появились первыеприматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших ксовременным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку.Современные человекообразные обезьяны – не предки человека, но происходятот общих с ним, уже вымерших предков – наземных человекообразных обезьян,которых ученые назвали дриопитеками (по-латыни — «древесная обезьяна»),т.к. он обитали на деревьях. В 1856 г. во Франции отыскали части скелетаэтого пращура шимпанзе, гориллы и человека. Дриопитеки появились 17 – 18 млн. лет назад, в конце неогена, ивымерли около 8 млн. лет назад. Во времена жизни дриопитеков значительнуючасть суши затронуло изменение климата: тропические джунгли исчезали исменялись пространствами, лишёнными лесов. Это обстоятельство не могло несказаться и на образе жизни животных. Иные отступали под прикрытиеисчезающего леса, другие старались приспособиться к жизни на открытойместности. Так жизнь заставила дриопитеков «спуститься с деревьев наземлю». Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюциичеловека, его предшественникам – австралопитекам. Австралопитеки (по-латыни — «южные обезьяны»), обитавшие в степяхАфрики, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их«достижением» стало прямохождение, о чём свидетельствует строение тазовыхкостей австралопитеков. Хождение на двух ногах, кстати говоря, принеслочеловеку массу неудобств. Скорость его передвижения сразу замедлилась, родыстали мучительными (в отличие от четвероногих). Но, видимо, преимуществаэтого способа передвижения перевешивали. В чём же они заключались?Высвободились две передние конечности — руки. Теперь в них можно былодержать камни, палки, другие орудия. Орудия, как известно, могут применятьмногие звери и птицы. (К примеру, стервятники разбивают страусиные яйца,бросая в них камни). Но в жизни предков человека орудия стали приобретатьвсё большую, невиданную прежде роль. Австралопитеки, судя по всему, ещё не обрабатывали своих орудий, апросто использовали то, что находили: помимо палок и камней крупные кости,рога антилоп. Ими можно было, например, отбить от стада и убить антилопу,отогнать хищника от его добычи. Вторым «достижением» австралопитеков стала постепенная утрата «шубы изгустой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и сухой саванне онатолько мешала, затрудняя охлаждение организма. Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., анаиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, — в 1974 г. вЭфиопии. Принадлежал он 40-летней женщине, жившей 3 млн. лет тому назад,которую учёные прозвали «Люси». Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт,сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форматаза). Однако размером мозга (650 см3 ) они не превосходили современныхчеловекообразных обезьян. Раскопки последних 30 лет в Восточной Африке (Д.Лики и др.) показали, что австралопитеки жили свыше 5 млн. лет назад, аследовательно, для эволюции предков человека путем отбора было достаточновремени. Более поздние из австралопитеков явились, видимо,непосредственными предками людей. Они получили название «человек умелый».По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался отчеловекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие ирубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания ине закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отборспособствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовойдеятельности.Этапы становления человека Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 ине позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад.Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет(орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли другдруга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование иуничтожая более слабых. В эволюции человека (Homo) различают три этапа (кроме того некоторыеученые выделяют в отдельный вид еще и вид Homo habilis – человек умелый):1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный – Homo sapiens).3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens). Таким образом следующий после австралопитеков в эволюционной лестнице —уже «первый человек», первый представитель рода Ноmo. Это человек умелый(Homo habilis). В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущельеОлдовай (Танзания) рядом с останками «человека умелого» самые древниеорудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивныйкаменный топор выглядит рядом с ними так же, как электрическая пила рядом скаменным топором. Эти орудия — всего лишь расколотая под определённым угломгалька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня невстречается.) Возраст «олдовайской галечной культуры», как её назвалиучёные, — около 2,5 миллионов лет. Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменялисамого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например,использование огня позволило коренным образом «облегчить» череп человека,уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой нетребовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам длязакрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена,изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации),побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплоднуюместность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренниевзаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.Галечные орудия «человека умелого» постепенно сменились ручными рубилами(камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками. Другая ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов, выше«человека умелого», — человек выпрямленный (Ноmo erectus). Древнейшие людижили 2 млн. – 500 тыс. лет назад. К этому виду относят питекантропа (по-латыни — «обезьяночеловека»), синантропа («китайского человека» — егоостанки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды. Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о.Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходилина двух ногах, объем мозга у них увеличился. Низкий лоб, мощные надбровныедуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывалона их недавнее (обезьянье) прошлое. Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близПекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариантчеловека прямоходящего. Их часто называют обезьянолюдьми. «Человек выпрямленный» уже не бежалв панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем,есть предположение, что и «человек умелый» уже поддерживал огонь в тлеющихпнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качествепосуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой «человеку умелому»,видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита,чем левая. Вероятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожалуй,издалека его можно было бы принять за современного человека. Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор. Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда вэволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность вгруппах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитиеинтеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаруженыв Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находкив долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались вшкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторуюспециализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Форма челюстисвидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50– 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собиралисъедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последниенеандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были имиокончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковойветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современногочеловека. Современные люди. Возникновение людей современного физическоготипа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останкинайдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция)было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современноготипа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексомфизических особенностей, который характеризует современного человека:членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ;строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда,украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученныеживотные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек,окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы,кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человекразумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы,неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта. Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканскогопроисхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционнойгонке возник на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселилсяоттуда по всей планете. Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется,что наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителейэтого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди,появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам. Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строениизубов, которые характерны для неандертальцев и Homo erectus (Человекапрямоходящего). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностьюк различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальныхвлажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах принедостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т.е. ониспециализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди былиподобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешноосуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зренияоспаривается большинством антропологов. Концепции африканского происхождения противопоставляется концепциямультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый видHomo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шаранезависимо. Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Онизготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, болеесовершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет неостается следов. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространилсясначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана.Формирование человек разумного на базе питекантропа привело ксосуществованию поздних форм неандертальцев и зарождающихся покамалочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет.Процесс вытеснения старого вида новым был довольно длительным, аследовательно, и сложным.Движущие силы антропогенеза В эволюции человека – антропогенезе – важнейшая роль принадлежит нетолько биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но исоциальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественногоповедения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, нефиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессевоспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имелотбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам.Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколениегенетические приобретения в виде разнообразной научно-технической икультурной информации стала играть все более важную роль, освобождаячеловека от жесткого контроля естественного отбора. Социальныезакономерности приобрели большое значение в эволюции человека. Победителямив борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те,кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков – хранителейинформации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т.п.).Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой иразумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени. Человек– общественное существо, отличительной чертой которого является сознание,сформировавшееся на основе коллективного труда. В эволюции человека разумного социальные отношения играют всевозрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими сталиобщественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюциичеловека. 5. Время возникновения человека Если отбросить библейскую легенду о сотворении человека, то вопрос овремени появления современного человека на нашей планете стал занимать умыученых сравнительно недавно – каких-нибудь 40-50 последних лет, так как доэтого обсуждалась в основном древность человеческого рода вообще. Даже всерьезной научной литературе очень долго господствовала тенденцияувеличения геологического возраста Homo sapiens и в соответствии с этимиспользовались антропологические находки с неясной или недостаточно яснойгеологической датировкой. Список таких находок довольно длинен, онпостепенно менялся – на место дискредитированных находок становились новые,но все последующие исследования не подтверждали глубокой древности техкостных остатков, которые могут быть отнесены к современному человеку.Гипотеза пресапиенса отражает ту же тенденцию, но не получает поддержки состороны морфологической; находки, на которые она опирается, хотя датированыбезупречно и действительно древни, но отнесение их к современным людям, ане палеоантропам вызывает самые серьезные сомнения. Все древнейшие находки в верхнепалеолитических слояхдатируются в абсолютных цифрах 25000-28000, а иногда и 40000 лет, т.е.практически синхронны или почти синхронны, находкам наиболее позднихпалеоантропов. Единственно убедительное исключение составляет сделанная в1953 г. А. А. Формозовым находка в Староселье под Бахчисараем. Современныйоблик обнаруженного в мустьерском слое младенца в возрасте 1,5 лет невызывает не малейших сомнений, хотя исследовавший его Я. Я. Рогинский иотметил на черепе несколько примитивных признаков: умеренное развитиеподбородочного выступа, развитые лобные бугры, крупные зубы. Датировка этойнаходки в абсолютных цифрах не ясна, но инвентарь, найденный с ней,показывает, что она значительно древнее, чем верхнепалеолитическиеместонахождения с костными остатками современных людей. Этим фактом твердоустанавливается синхронность древнейших форм современного человека ипозднейших групп палеоантропов, их существование на протяжении довольнозначительного отрезка времени. На первый взгляд это обстоятельство кажетсянесколько неожиданным, но стоит подумать, как оно теряет кажущуюсяпарадоксальность: перестройка морфологии – процесс длительный, коль скоромы принимаем наличие неандертальской фазы в эволюции человека, мы должнысделать вывод о формировании отличительных морфологических особенностейчеловека разумного в недрах групп палеоантропов, а раз так, тосуществование палеоантропа и современного человека на каком-то отрезкевремени представляется и теоретически неизбежно. В рамках такого взглядалегко находит себе объяснение отмеченное Я. Я. Рогинским сходство черепа изСтароселья с детским черепом из пещеры Схул в Палестине, где найденыморфологически прогрессивные скелеты неандертальцев. Кстати сказатьсосуществование древних примитивных и более поздних морфологическипрогрессивных форм составляло характерную черту эволюции гоминидпрактически на всех этапах их истории. Итак, формирование человека разумного на базе палеоантропапривело к сосуществованию поздних прогрессивных форм неандертальцев изарождающихся пока малочисленных групп современных людей на протяжениинескольких тысяч лет. Процесс вытеснения старого вида новым был довольнодлительным, а следовательно, и сложным. Заключение Человек – существо биологическое и социальное, что и определяет егоособое положение в природе и качественно отличает от всех другихорганизмов. Благодаря тому, что человек является биологическим существом,его эволюционное развитие подчиняется всем основным закономерностямнаследственности и изменчивости. Реализация наследственной информации вусловиях определенной внешней среды формирует биологическую природучеловека - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки дляразвития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа –социальную. В процессе очеловечивания происходит уменьшение плодовитости,удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастаниедлительности жизни одного поколения. Социальная информация передается с помощью слова при обучении иопределяет духовный облик индивидуума. Она создается при доминирующей ролисоциально-экономических факторов – общественной формации, уровняпроизводственных сил, производственных отношений, национальных особенностей и т. п. Человек как социальное существо эволюционирует быстрее, чем каксущество биологическое, поэтому, несмотря на огромные достиженияцивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком,живущим сейчас, нет существенных биологических различий. Способности,талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят отнаследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотипчеловека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полнаяреализация его биологической организации возможна лишь в условияхсоциальной среды. Хотя мутационный процесс продолжается, биологическая эволюциячеловека будет и далее замедляться благодаря ослаблению естественногоотбора, прекращению его видообразующей функции. Однако в пределах видавозможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых рыцарей малыбольшинству современных европейцев), изменении темпов онтогенеза(акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность человеческого общества вцелом возрастает, так как по мере развития цивилизации, устранениянациональных и расовых барьеров обеспечивается обмен генами между ранееизолированными популяциями, увеличивается гетерозиготность и уменьшаетсявозможность проявления рецессивных генов. Средствами, контролирующимиэволюцию человека, являются предохранение от воздействия мутагенныхфакторов, разработка методов лечения наследственных болезней, раскрытиеспособностей человека в детском и юношеском возрасте и создание оптимальныхусловий для обучения и воспитания, для повышения культурного уровня всегообщества. Список использованной литературы:1. Зубов А. А. Дискуссионные вопросы антропогенеза // Человек. – 1997. –№1. – С. 5 – 18.2. Воейков В. Правда Дарвина и ложь дарвинизма // Человек. – 1997. – №3. – С. 33 – 47.3. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы // Человек. –1998. – №1. – С. 41 – 47.4. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. – М.,1988.5. Фролов И.Т. Введение в философию. – Ч. 2. – М.:Политиздат, 19896. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Российская экономическая академия им. Плеханова, 1998.7. Поннамперума С. Происхождение жизни. – М.: Мир, 19778. Вернадский В.И. Размышление натуралиста. Научная мысль как планетное явление. – М., 19779. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Проблема происхождения и эволюции человека iconПрезентация для урока общей биологии 11 класс Цель: определение признаков человека, позволяющих судить о его предках
Человек возникает в процессе эволюции от бактериальных клеток, занесенных из космоса

Проблема происхождения и эволюции человека iconСпб спо политехнический колледж городского хозяйства олимпиада по литературе вариант 2 Вопросы мозаика
А жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить всё многообразные...

Проблема происхождения и эволюции человека iconЕ. В. Жестова Педагог дополнительного образования
Ученые-педагоги, школьные учителя нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки,...

Проблема происхождения и эволюции человека iconВзаимодействие человека с природой
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее,...

Проблема происхождения и эволюции человека iconТема урока: Животные друзья человека
Проблема исследования: Когда мы заводим домашнее животное в своём доме не наносим ли ему вред?

Проблема происхождения и эволюции человека icon«Будь здоров!» Средняя группа Краткосрочный проект Проблема
Проблема: незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей

Проблема происхождения и эволюции человека iconПроект «Зная правила дорожного движения по дороге мы шагаем смело». Проблема
Проблема: с каждым годом дтп с участием детей не уменьшается, а остается на прежнем уровне или увеличивается

Проблема происхождения и эволюции человека iconЦелевое перспективное планирование на 2012 год Проблема
Проблема: социально-психологическая дезориентация детей и подростков из неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной...

Проблема происхождения и эволюции человека iconКонспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш] 66 Приложения Введение Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции»
Проблема коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией в специальной литературе. 5

Проблема происхождения и эволюции человека iconПрограмма кружка по развитию познавательных способностей младших школьников введение
Проблема познавательного интереса- одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©zance.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы